«МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. АРЕНА ЖИЗНИ»
Выставка Театрального музея имени А.А. Бахрушина
«МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. АРЕНА ЖИЗНИ»
Выставка Театрального музея имени А.А. Бахрушина
Легендарная русская балерина Майя Плисецкая, женщина удивительной, неповторимой судьбы, стала одним из символов XX века. Символом смелости, стойкости и стремления к свободе, чья энергия, талант, помноженные на характер и трудолюбие, сделали её одной из ключевых фигур русского искусства XX века. Народная артистка СССР, прима Большого театра, работавшая с лучшими мировыми хореографами, в своём творчестве опередила время. Восторженные зрители и критики называли её лучшей Одеттой, Раймондой, Китри, Авророй. Ее творчеством вдохновлялся модельер Пьер Карден, ей посвящал стихи поэт Андрей Вознесенский, назвавший балерину «адской искрой»; балетмейстер Морис Бежар именовал ее «гением метаморфоз»; художник Марк Шагал зарисовывал балетные позы Плисецкой, чтобы позже использовать ее дикую грацию для создания шедевра… Очень точно характеризовал Плисецкую педагог Большого театра Валерий Лагунов: «На ее стороне уже была уникальная природа. В балете с природой спорить бесполезно, это всегда выигрыш. Но важно еще ее использовать, развивать. У нее был мужской прыжок, редчайший -- такого больше не было никогда… Во-вторых, был громадный шаг… И, конечно, законченность поз - или пластичных, или резких. До нее так никто не заканчивал балетную фразу…
Теперь внешний рисунок. Это трудно описать, потому что такое впечатление, будто она -- это рисунок Модильяни: библейский профиль, длиннющая шея, идеальные плечи, лопатки, спина, немножко коротковатые ноги, но, когда встает на пальцы, они уравновешиваются. Удлиненная талия, которая дает идеальную посадку пачки, которая на ней сидела, как на королеве. Руки -- ну, что говорить о ее руках, когда все уже сказано?! При этом правильная постановка рук: умение правильно "взять" движение, правильно держать локти. Теперь ум. Она вовремя задумалась и правильно выстроила режиссуру своей карьеры. Все это дало ей возможность очень продлить свой балетный век. Единственной в мире -- никому больше настолько это не удалось».
В свои пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят… она продолжала экспериментировать... Майя Плисецкая до сих пор олицетворяет танец как искусство, соединившее русскую академическую школу и
новаторство – образец высокого стиля в культуре второй половины XX – начала XXI в.в. Мир и поныне наэлектризован её энергией, и в этом секрет её бессмертия и невероятной популярности. «Целью моей жизни всегда был танец. И эта цель достигнута — я танцевала», — говорила Майя Плисецкая. Выдающиеся хореографы 20 века ставили балеты специально для Плисецкой. Это и «Кармен-сюита» - новаторский спектакль А. Алонсо, в котором неповторимая индивидуальность выдающейся балерины проявилась особенно ярко, и «Гибель розы» Р. Пети: этот номер, поставленный на Майю Плисецкую, тоже стал классикой XX века.
Выставка разработана Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина на основе богатого фотографического фонда музея. На экспозиции представлены цифровые изображения оригинальных фотографий, запечатлевших великую балерину, в балетах «Кармен», «Болеро», «Гибель розы», «Леда», «Лебединое озеро», «Дон-Кихот» и др. из музейного собрания, а также из личного архива всемирно известного фотографа М. Логвинова.